КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 
ЦЕЛЬ: изучить прогностическое значение основных и новых морфологических признаков КРР и их взаимосвязь с метастазами в регионарные лимфоузлы при раке прямой кишки рТ1.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: материалом для исследования являлись препараты (n = 66) удаленной прямой кишки с верифицированной морфологически аденокарциномой. Было изучено прогностическое значение основных морфологических параметров: глубина инвазии опухоли в подслизистый слой, степень дифференцировки, лимфоваскулярная инвазия; а также феномен «почкования» опухоли, плохо дифференцированные кластеры и разрывы желез по инвазивному краю опухоли.
РЕЗУЛЬТАТЫ: метастазы в параректальных лимфоузлах были обнаружены в 13 (19,7%) случаях. С высокой степенью достоверности метастазы в лимфоузлах мезоректума определялись при наличии лимфоваскулярной инвазии [ОШ 38,0 95%, ДИ 2, 1–670, р < 0,0001]. Опухолевый баддинг высокой степени (Bd3) достоверно чаще определялся при опухолях с метастазами в параректальные лимфоузлы [ОШ 6,2, ДИ 1,2–31, р < 0,0001]. Плоходифференцированные кластеры опухоли (PDС) достоверно ассоциировались с метастазами в мезоректальных лимфоузлах (р = 0,03). Такие морфологические признаки как глубина инвазии опухоли, степень ее дифференцировки, разрыв железистых структур опухоли не показали достоверной связи с метастазами в регионарные лимфоузлы. В модели логистической регрессии единственным независимым фактором риска метастазов в регионарные лимфоузлы являлась лимфоваскулярная инвазия (p < 0,0001).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Лимфоваскулярная инвазии, опухолевый баддинг и плоходифференцированные кластеры — наиболее значимые факторы риска метастазов в лимфоузлы при Т1 раке прямой кишки.
ЦЕЛЬ: оценить роль компьютерной томографии в лечебно-диагностическом алгоритме при осложненных формах дивертикулярной болезни ободочной кишки (ДБОК).
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ: в исследование включены 165 пациентов с осложнениями ДБОК, находившиеся на стационарном исследовании в 2014–2020 гг. В плановом порядке были госпитализированы 15 (9,1%) пациентов, по экстренным показаниям — 150 (90,9%). Показаниями к госпитализации послужили воспалительные осложнения ДБОК. Рентгеновская компьютерная томография с внутривенным контрастированием выполнена 89 (53,9%) пациентам. Исследование выполняли на 64-срезовом компьютерном томографе «Philips Brilliance 64» с использованием внутривенного болюсного введения неионного йодосодержащего контрастного препарата. Отсутствие РКТ у остальных пациентов обусловлено наличием классической симптоматики обострения дивертикулита с ранее верифицированным диагнозом ДБОК, наличием информативного заключения УЗИ, а также отказом пациентов от РКТ.
РЕЗУЛЬТАТЫ: проведенная РКТ диагностика позволила верифицировать наличие дивертикулов у пациентов, выявить характерные РКТ признаки и патогномоничные симптомы воспалительных осложнений ДБОК, а также установить тяжесть возникших осложнений. Описаны характерные признаки деструкции дивертикула и развивающихся при этом осложнений — инфильтрата, абсцесса, перитонита, свища. Помимо диагностики, РКТ позволяет определять тактику лечения, уточняя показания к оперативному вмешательству. Кроме того, некоторые осложнения ДБОК, выявленные в ходе РКТ, можно рассматривать в качестве предиктора неэффективности консервативного лечения, что требует активных действий со стороны хирурга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: РКТ — эффективный метод диагностики ДБОК, позволяющий своевременно установить клинический вариант воспалительного осложнения, определить показания к оперативному лечению и прогнозировать вероятность рецидива.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: оценить перспективы использования колоректального инвагинационного анастомоза при осложненных формах дивертикулярной болезни ободочной кишки (ДБОК).
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ: за период с 2014 по 2020 гг. колоректальный инвагинационный анастомоз использован в лечении 42 пациентов: у 18 пациентов с ДБОК и у 25 пациентов при реконструктивно-восстановительной операции, ранее перенесших операцию Гартмана по поводу колоректального рака. Группу сравнения составили 24 пациента с ДБОК и 20 пациентов, ранее перенесших операцию Гартмана по поводу колоректального рака, анастомоз у которых наложен традиционным двухрядным кишечным швом. Все пациенты оперированы открытым доступом, при этом первичный анастомоз выполнен 20 (47,6%) пациентам, а 22 (52,4%) пациентам группы непрерывность кишечника была восстановлена в ходе реконструктивно-восстановительного этапа лечения.
РЕЗУЛЬТАТЫ: в группе пациентов, перенесших резекцию ободочной кишки с формированием инвагинационного анастомоза, несостоятельности анастомоза не было. При этом наличие единичных мелких дивертикулов диаметром 2–3 мм рядом с зоной формирования анастомоза не служило поводом для расширения объема резекции. В группе сравнения у 13 (54,2%) пациентов в ходе формирования площадок для анастомоза выявлены мелкие формирующиеся дивертикулы, что потребовало расширения объема резекции. В этой группе несостоятельность анастомоза возникла у 2 (6,8%) пациентов с дивертикулярной болезнью, что потребовало выполнения релапаротомии с разобщением анастомоза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: применение колоректального инвагинационного анастомоза оправдано при восстановлении непрерывности кишечника у пациентов с осложненными формами дивертикулярной болезни ободочной кишки, так как способно снизить риск развития несостоятельности анастомоза, а также избежать расширения границ резекции.
ЦЕЛЬ: изучить безопасность формирования интра- и экстракорпорального илеотрансверзоанастомоза при лапароскопической правосторонней гемиколэктомии.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ: проведено пилотное исследование по типу «случай-контроль». Были сформированы две группы пациентов, которым по стандартизированной методике выполнялась лапароскопическая правосторонняя гемиколэктомия. В основной группе формировался интракорпоральный илеотрансверзоанастомоз (ИА) (n = 20), в группе сравнения — экстракорпоральный анастамоз (ЭА) (n = 18).
РЕЗУЛЬТАТЫ: частота возникновения послеоперационных осложнений статистически значимо не различалась. В основной группе они возникли в 20%, а в контрольной — в 28% случаев (р = 0,71). Время послеоперационного пребывания в стационаре в основной группе было статистически значимо меньше — 5 против 7,3 койко-дней в группе сравнения (р < 0,001).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: формирование ИА не ассоциировано с увеличением частоты послеоперационных осложнений, способствует сокращению сроков послеоперационного пребывания больных в стационаре. Для подтверждения полученных данных требуется проведение рандомизированного контролируемого исследования.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить непосредственные и отдаленные результаты применения 3D и традиционной 2D лапароскопической вентральной ректопексии в лечении пациентов с ректоцеле и выпадением прямой кишки.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ: проведено рандомизированное проспективное исследование (NCT 04817150), включившее пациентов в возрасте от 18 до 70 лет, которым выполнялась лапароскопическая вентральная ректопексия по поводу ректоцеле и/или выпадения прямой кишки. Проводилась оценка продолжительности вмешательства, объема интраоперационной кровопотери, частоты осложнений и степени их тяжести по шкале Clavien-Dindo, выраженности болевого синдрома, объема жидкостной полости в области импланта на 2–3 день после операции и через 2–3 недели. Также проводилась оценка комфорта и эргономичности работы хирурга при использовании 3D систем с помощью опросника POMS. Оценка отдаленных результатов включала частоту рецидивов, а также функциональные результаты вмешательства по шкалам CCCS score, Incontinence scale score, P-Qol и PGII.
РЕЗУЛЬТАТЫ: в исследование были включены 29 пациентов основной и 32 пациента контрольной групп. Период наблюдения составил 21 ± 20,3 месяцев. Осложнение развилось в контрольной группе у 1 пациента (р = 1,0). Средняя длительность оперативного вмешательства в основной группе составила 74,1 ± 14 минут, в контрольной — 87,1 ± 24,3 мин. (р = 0,01). Интраоперационная кровопотеря в основной группе была 19,8 ± 9,6 мл (в контрольной — 55 ± 39,2 мл; р = 0,001). Выраженность болевого синдрома была достоверно ниже в основной группе (18,0 против 22,5 баллов, р = 0,03). На 2–3 сутки средний объем жидкостной полости в основной группе был 21,2 ± 9,7 см3 , в контрольной — 30,7 ± 25,6 см3 (р = 0,02). Средний балл по шкале POMS для хирурга в основной группе составил 56,4 ± 33,5 баллов, в контрольной — 87,3 ± 30,8 балла (р = 0,004). Спустя 12 месяцев после операции рецидивы в обеих группах выявлены не были (р = 1,0). Достоверных различий по функциональным результатам получено не было.
ВЫВОДЫ: применение 3D лапароскопии при выполнении вентральной ректопексии сетчатым имплантом сопоставимо по отдаленным анатомическим и функциональным результатам с традиционными лапароскопическими операциями. Однако сопровождается уменьшением времени оперативного вмешательства, снижением выраженности послеоперационного болевого синдрома, снижением объема интраоперационной кровопотери, меньшим объемом экссудата в области импланта, большим удобством и эргономичностью работы для хирурга.
ЦЕЛИ: оценить динамику выраженности основных симптомов геморроя и удовлетворенности лечением на фоне терапии комбинированным топическим препаратом Релиф® Про.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ: многоцентровое проспективное неинтервенционное когортное исследование было проведено в 13 клинических центрах на территории России. В исследование включали пациентов в возрасте от 18 до 65 лет с острым геморроем 1–2 стадий, получавших лечение комбинированным препаратом Релиф® Про в форме суппозиториев, крема или их комбинации. Срок наблюдения пациентов составил до 14 дней (в случае 2 визитов в клинический центр после получения исходных данных). Анализ выполнен на основе данных, полученных на Визите 2 (5–7 день терапии) и Визите 3 (10–14 день терапии) в сравнении с исходными данными (Визит 1). В качестве конечных точек оценивались изменения выраженности симптомов геморроя по шкале Sodergren, динамика выраженности симптомов геморроя (боль, кровоточивость, зуд, отек, наличие отделяемого, чувство дискомфорта), динамика размеров самого большого геморроидального узла, удовлетворенность врача и пациента лечением, оценка приверженности пациента рекомендациям по изменению образа жизни и лечению, оценка использования препарата Релиф® Про в процессе лечения и предпочтения пациентов относительно лекарственной формы назначаемого препарата. Кроме того, оценивались нежелательные явления.
РЕЗУЛЬТАТЫ: в исследование были включены 1000 пациентов. У пациентов был диагностирован острый геморрой 1 степени (330 пациентов), 2 степени (345 пациентов) и обострение хронического геморроя (325 пациентов). Препарат Релиф® Про в форме крема ректального применяли 333 пациента; в форме суппозиториев — 383 пациента; совместная терапия обеими лекарственными формами была назначена 284 пациентам. Во время визитов наблюдения (Визиты 2 и 3) у пациентов отмечалась положительная динамика — уменьшение выраженности симптомов геморроя, как при объективном осмотре, так и по данным опросников пациентов. Независимо от лекарственной формы лечение приводило к уменьшению степени выраженности или исчезновению основных симптомов геморроя — кровоточивости, зуда, отека, наличия отделяемого, дискомфорта уже к Визиту 2 и практически у всех пациентов к окончанию наблюдения. Аналогичная картина наблюдалась и в отношении симптомов, оцениваемых врачом при проведении пальцевого исследования: к 5–7 дню уменьшилась выраженность боли, отека и кровоточивости в перианальной области, кровоточивости. Эффективностью лечения были удовлетворены около 96% пациентов и примерно 97% врачей. Применение обеих форм Релиф® Про характеризовалось хорошей переносимостью: не было зафиксировано нежелательных явлений, связанных по мнению исследователя, с изучаемым препаратом.
ВЫВОДЫ: комбинированный топический препаратом Релиф® является эффективным средством лечения геморроя.
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ 
Желудочная гетеротопия в прямую кишку у детей — редкая патология, о которой необходимо помнить при обследовании ребенка с клиникой ректального кровотечения. В течение последних 10 лет в литературе описано около 5 подобных клинических наблюдений у детей. Данное состояние врожденное, обусловленное нарушением дифференцировки тканей в процессе эмбрионального развития. В данной работе описан клинический случай обследования и лечения ребенка с изолированной желудочной гетеротопией в прямую кишку.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 
В обзоре литературы рассмотрены возможности и результаты лечения геморроя с применением лазера по сравнению с традиционными методами хирургического лечения этого заболевания. Оценивается эффективность и возможность малоинвазивного использования лазера в лечении геморроя при различной его длине волны. Описаны последние технические разработки лазерных технологий, открывающие хорошие перспективы для лечения этой болезни.
НОВОСТИ 
ISSN 2686-7303 (Online)